Театр • Балет / Танец в Улан-Удэ
Земля веры – Баргуджин Тукум
Описание
Балет в двух действиях В национальном балете «Земля веры — Баргуджин Тукум» в постановке известного современного хореографа Никиты Дмитриевского (Москва) мир шаманизма встречается с миром буддизма. Главные герои — души влюбленных, путешествующие по разным измерениям и встречающиеся в новом перерождении. Балет основан на бурятской мифологии, освещенной в научной литературе. Автором либретто балета стал драматург, прозаик и публицист Геннадий Башкуев. Композитор — Анастасия Дружинина. Художник по костюмам — Татьяна Тышкенова. Эскиз балета был показан в финале открытого Конкурса на создание национального балетного спектакля в рамках подготовки и проведения празднования 100-летия образования Республики Бурятия. Постановка осуществляется на средства федерального бюджета при поддержке Министерства культуры Бурятии. Национальный балет к 100-летию республики: путь Веры — это путь Любви. В национальном балете Бурятии, созданном к столетию республики, любовь — не случайность. Это кармическая история. В похищении знатной принцессы, влюбившейся в своего похитителя, — следы прошлых и будущих жизней. Сама «локация» новой постановки «Земля веры — Баргуджин-Тукум» глубоко символична. Эта бурятская Атлантида всплывает из глубины веков «как земля Баргу, а также Баргуджин Тукум, где шаманов больше всего» (Рашид-ад-Дин, XIII в.). Шаманизм, перворелигия «лесных народов» восточнее моря (Далай, Тенгис, Ламу, Байкал), царила в таежной стране вплоть до позднего средневековья. «Но буряты гораздо раньше этого времени были знакомы с ламаизмом через соседнюю Монголию» (Базар Барадин). Таким буддистом-одиночкой предстает в начале действа герой-изгой Тумэн. Именно в стране Баргуджин-Тукум встретились два крыла протобурятских племен, шаманизм и буддизм, носителями которых являются главные герои. Современность постановки читается в акценте на модерн-балет. Катализатором тягучего сгустка веков и вер выступает вневременность любви в решении постановочной команды. Звуки природы, пентатоники и электроакустики позволяют фантазировать на вселенские темы, позволяя хореографу легко уходить от иллюстративности в метафизический дрейф хореографической природы. Для Никиты Дмитриевского это не первый опыт обращения к сложной теме. За его плечами балет «Сансара», поставленный коллективом «Балет Москва» и благословленный Далай-ламой, балет «Алем. История души» по казахскому эпосу («Астана-балет»). Балет — это всегда про любовь. Однако романтическая встреча Тумэна и Асуйхан в трактовке театра еще и высоко исторична. На вершине Веры. Продолжительность: 1 час 50 минут, с антрактом